10 правил для родителей

10 правил для родителей

10 правил для родителей

Возможно, кому-нибудь покажется странным, но правила общения с ребенком гораздо важнее, чем все остальные условности. Итак, о чем следует помнить?

1. Можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Когда вы говорите: «Ты плохой, зачем ты испортил стенку?», малыш из всего сказанного усвоит только первую половину фразы. .

Для него абсолютно неочевидно, что вы имели ввиду буквально следующее: «Это плохо, что ты испортил стену…». «Я — плохой», — думает ребенок.

Лучше и конструктивнее прокомментировать подобную ситуацию, например, так: «Ты испортил стену. Очень жаль, мы так старались, чтобы стены в нашей квартире были красивыми, чтобы нам было приятно здесь жить. Ты поступил нехорошо». Таким образом вы сконцентрируете внимание малыша на самом поступке, побудите оценить его, не дав повода усомниться в вашей любви к нему самому.

Гораздо важнее дать малышу почувствовать, что вы понимаете его раздражение (обиду, злость). Переведите разговор в плоскость чувств, попробуйте выяснить причину негативных реакций.

2. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. Ваш ребенок разозлился, швырнул игрушку и она сломалась? Или в приступе ярости пнул ногой кошку, ударил сестру? Можно, конечно, сразу же заявить о недопустимости такого поведения, провести разъяснительную беседу, наказать… Но научит ли это ребенка в следующий раз облечь свое раздражение в более приемлемую форму? Гораздо важнее дать малышу почувствовать, что вы понимаете его раздражение (обиду, злость). Переведите разговор в плоскость чувств, попробуйте выяснить причину негативных реакций. И лишь потом обсудите поведение малыша. Приведите несколько примеров конструктивной реакции на гнев и обиду.

3. Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
Ваш первоклассник отказывается ходить в школу потому, что не может хорошо писать или читать? Ситуация неприятная для родителей, нам ведь хочется, чтобы дети наши были самыми-самыми… Потребуй вы от горе-ученика, чтобы он завтра же (ну, через неделю) быстренько подтянулся по всем предметам, — и это желание будет безнадежно сопровождать вас все 10 школьных лет. Предложите малышу программу по улучшению ситуации. Пусть она будет расчитана не на одну неделю и даже не на месяц. Главное – это постепенные, пусть маленькие, но регулярные успехи. ИМенно они вдохновят ребенка на последующие подвиги в учебе. С учителем лучше поговорить и попросить на период восстановления с пониманием отнестись к ситуации.

4. Выражение недовольства действиями ребенка не может быть систематическим, иначе оно перестает восприниматься. Каким бы очевидным ни казалось это утверждение, многие его почему-то игнорируют. И дети настолько привыкли слышать «Не трогай!», «Неряха!», «Вечно ты все испортишь!» и пр., что перестают воспринимать их буквально. И вообще перестают воспринимать. Так что вы сколько угодно можете повторять своей дочери, что она – неряха, убирать за собой вещи она от этого все равно не станет.

10 правил для родителей

6. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий, или своего бездействия. Ваше утро разворачивается по одному и тому же сценарию: вы долго пытаетесь разбудить ребенка, поминутно напоминая, что он опоздает в школу? Затем вы судорожно помогаете одеться-умыться, и, наконец, продолжая негодовать, выталкиваете в дверь с победным вздохом: успели! Неудивительно, что ваш «малыш»-пятиклассник до сих пор так и не научился вовремя вставать, самостоятельно собираться и вообще не дружит со временем. А зачем? Его все устраивает: он не опаздывает в школу, не особо напрягается по утрам. Откуда возьмется сознательное отношение к своим обязанностям? А потом мы удивляемся: откуда берутся инфантильные мужчины, неспособные даже продукты к ужину купить без сопроводительного списка?

7. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогайте ему. Но при этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам. Помощь должна выглядеть как помощь, но ни в коем случае не как «Я не могу сам, сделай это вместо меня».

8. Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Если вы раздражены, рассержены его поступком или поведением, сообщите об этом. Во-первых, это даст ребенку пример конструктивного выхода своим эмоциям. Во-вторых, малышу важно знать, что вы, как и он, и как любой другой человек, испытываете отрицательные эмоции. В-третьих, это может элементарно объяснить причину вашего недовольства, резких высказываний и пр.

10 правил для родителей

9. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит вас об этом. Потому что как только ему понадобится ваша помощь, не сомневайтесь, он не будет долго это скрывать. И даже если вам очень хочется помочь малышу сложить машинку из конструктора или паззл, не торопитесь!

Собственный опыт – бесценен. Во-первых, он запоминается гораздо лучше, во-вторых, это учит малыша попробовать все доступные способы решения проблемы, прежде чем обратиться за помощью. А это очень помогает в жизни.

10. Чтобы избежать дальнейших проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Вы мечтали о том, что дочь будет петь, а сын – рисовать? Ну, собственно, они поют и рисуют. В меру своих возможностей и желания. Но это не то, о чем вы мечтали. А, может, наоборот, дочь демонстрирует полное отсутствие слуха, а сын впадает в тоску от одного вида красок и кисточки?

Насильственное обучение в таком случае, ясное дело, ни к чему хорошему не приведет. Не настаивайте. Лучше займитесь аутотренингом и повторяйте себе каждое утро: «Мой ребенок — это не мое продолжение. Это самостоятельная личность. И я найду в себе мудрость и силы, чтобы принять этот факт». И тогда ваш малыш, будь ему 5 лет, или 15, обязательно станет счастливым. Ведь именно об этом вы мечтаете, не правда ли?

122 Всего 2 Сегодня
Оцените полезность
Share

You may also like...